Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Архангельское

Дворец. Вестибюль

Неизвестный скульптор. Кастор и Поллукс. XIX век. Италия

Монументальный четырехколонный портик ведет в вестибюль – просторное светлое помещение, оформленное пилястрами коринфского ордера и ампирной росписью плафона и стен. Серебристо-серый колорит придает вестибюлю оттенок холодной торжественности. Гризайлевые росписи, имитирующие изысканную лепку, изображают лебедей, курильницы, лиры, перемежающиеся венками, листьями аканта, развевающимися лентами, и все это великолепие завершается шестиугольным резервом, обрамленным меандром. По обеим сторонам в нишах, на каминах-пьедесталах установлены мраморные группы «Амур и Психея» и «Кастор и Поллукс», копии с античных оригиналов. У дверей, ведущих в аванзал,– изваяния собак, имевшие не только декоративное, но и символическое значение – стражей. При входе – старинный фонарь с причудливо изогнутым каркасом и крупными хрустальными подвесками сиреневатого оттенка. Такие фонари обычно устанавливались в местах с сильным движением воздуха.

Удивительно органично вписываются в интерьер золоченая люстра, столы и табуреты с резными позолоченными украшениями.

Связанный с вестибюлем общностью элементов оформления – полуколоннами, пилястрами – аванзал – своего рода пауза перед открывающейся взору анфиладой парадных покоев дворца.

Овальный зал

Овальный зал

Среди парадных апартаментов – двусветный овальный зал, пожалуй, наиболее значительный по своей художественной ценности. Он предназначался для приемов и торжеств. Восемь парных колонн из желтоватого искусственного мрамора пышного римско-коринфского ордера соответственно повторяются пилястрами и, уходя вверх, поддерживают огражденные легкой балюстрадой хоры, где размещались музыканты. Грациозен и легок лепной декор карниза. Простенки между пилястрами заполнены зеркалами, оправленными в рамы золоченого дерева. Здесь же размещены высокие торшеры на одиннадцать свечей в виде треножников. Высокий купол потолка, расписанный кессонами золотистого цвета, завершается живописным плафоном с изображением возносящихся на Олимп Амура и Психеи кисти Н. де Куртейля. По обеим сторонам от входа – беломраморные камины с барельефами «Леда», «Похищение Прозерпины».

Общностью мотивов орнаментики в росписях, архитектурной обработке, предметах прикладного искусства достигается удивительно целостное восприятие всего интерьера, выдержанного в теплой золотистой гамме. Даже в пасмурные дни зал как бы наполнен светом и теплом.

Вечерами зажигалась грандиозная трехъярусная люстра из папье-маше на сто тридцать две свечи. Огромный ажурный поддон ее декорирован лепными маскаронами, пальметтами. Венчает люстру фигурка богини Ники, стоящей на звездной сфере. В руках богини пальмовая ветвь – символ мира и лавровый венок – награда победителю. Дополняет убранство зала мебель карельской березы и тополя, обитая золотистым штофом с букетами роз и жасмина.

Через стеклянные двери с полуциркульными фрамугами просматриваются уголки парка. По обе стороны Овального зала – большие, на два раствора, двери с десюдепортами. Они открывают анфиладу парадных помещений дворца. Дворцовая анфилада раскрывается перед зрителями в определенной последовательности, с постепенным нарастанием эмоционального эффекта.


Вестибюль, овальный зал
Императорский зал, парадная спальня
Салоны Гюбера Робера
Античный зал, зал Тьеполо
Салон, кабинет
Салон Ротари, проходная комната
Кабинет князя, парадная столовая
Библиотека