Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Останкино

Путеводитель

Останкинский театр стал новыми подмостками для крепостной труппы Н.П. Шереметева, которая сложилась в Кускове. Ее выросший профессиональный уровень требовал сцены, оборудованной в соответствии с последним словом театральной механики. Театр был выстроен по проекту крепостного архитектора А. Ф. Миронова. Это сердце будущего дворца и ядро всей усадьбы со временем «обрастало» помещениями фойе, павильонами, соединенными с «большим домом» галереями и, наконец, «срослось» с прежде существовавшими жилыми хоромами, образовав П-образную схему. В проектировании дворца-театра принимали участие знаменитый русский зодчий И. Е. Старое, а также видные архитекторы В. Бренна, Ф. Кампорези. Крепостные зодчие А. Ф. Миронов, П.И. Аргунов, Г. Е. Дикушин, активно участвуя в становлении замысла, реализовали его. Строительство шло с 1792 по 1798 год в несколько этапов.

Останкинский дворец. Архитекторы И. Старов, В. Бренна, Ф. Кампорези. 1792-1798 годы

Останкинский дворец-театр торжественно открылся в июле 1795 года праздником в ознаменование побед российского оружия в русско-турецкой войне. Еще один прием, устроенный месяц спустя, убедил владельца в необходимости расширить фойе и некоторые другие помещения. Работы эти длились еще два года. Весной 1797 года, когда были закончены верхнее фойе, Вестибюль, Ротонда, в Останкине встречают Павла I, затем польского короля Станислава Понятовского. Эти праздники 1797 года особенно запомнились восхищенным очевидцам своим великолепием. И лишь зимой 1797/98 года завершается последний этап строительства дворца-театра. Над зеленью парка, над зеркалом пруда возвышается бельведер Останкинского дворца. Центральный шестиколонный портик, равный по размаху диаметру бельведера и увенчанный высоким фронтоном, покоится на цокольном этаже, оформленном мощной рустикой. Участники празднеств в Останкине, видя бельведер еще издали, припоминали купол древнеримского Пантеона, который служил образцом для многих зданий классицизма. Так, возведенный по проекту И. Е. Старова, Таврический дворец современники величали не иначе как «русский Пантеон». Бельведер Останкинского дворца утверждает «генеральную линию», которой подчинен, согласно строгому классицистическому закону, весь ансамбль: въезд в парадный двор, центральный портик над входом, главная аллея регулярной части парка... По словам Г.Р. Державина, русские дворцы классицизма «храмовидны»; монументальные архитектурные формы и декор главного обращенного к Москве фасада именно таковы.

Кентавр. Деталь ворот парадного двора

Парковый фасад дворца – иное его лицо. Здесь торжественность сменяется умиротворением, движение форм слабеет, «купол» видится не воздвигнутым, а парящим, архитектуру продолжает зелень парка... Таков Останкинский дворец, «храмоподобие» которого открывает тему «пантеона искусств», дворца-театра.

В единственной известной нам усадьбе, сердце которой – театр, сама классицистическая архитектура призвана служить ему. Ансамбль парадного двора и главного фасада строится подобно сценическому пространству, где флигеля – кулисы по краям сцены, где фасад «большого дома» – задник, где сам двор (до 30-х годов XIX века прямоугольный) – сцена, где знаменитые, заранее подпиленные и валящиеся по условному знаку при подъезде Павла I деревья – не что иное, как занавес. Художники рубежа XVIII–XIX веков, запечатлевшие виды Останкина, тонко чувствовали эту сценическую природу архитектуры, населяя парадный двор – сцену фигурками участников театрального представления. Украшающая парадный двор статуя Аполлона – бога искусства усиливает звучание темы. Если же представить, что статуя венчала бы «купол», как это предполагалось сделать, то архитектурная мелодия зазвучала бы одой, подобной державинским строкам:

«Утренней зари прекрасной,
Дней веселых светлый царь!»

Дворец, посвященный Аполлону, был окрашен в этот цвет «утренней зари».

В низком и сумрачном Вестибюле, открывающем дворцовые интерьеры, этой статуе откликаются мраморная скульптура музы танцев – Терпсихоры. Расположенные справа и слева от нее копии XVIII века с античных оригиналов – «Вакханка с маленьким фавном» и «Амур» – вторят ей, толкуя тему празднества и увеселения. Симметричные сенцы по сторонам от Вестибюля начинают два пути к театру. Левые соединяются с немногочисленными помещениями фойе партера. Правые ведут к Парадной лестнице, по которой к фойе бельэтажа поднимались самые почетные гости.

Парадная лестница. Верхняя площадка

Парадная лестница, затененная в нижнем марше и ярко освещенная огромным «венецианским» окном в двух верхних, раскрывает один из главных принципов останкинских интерьеров – правило контраста, начиная его контрастом света и тьмы, столь характерном для театра. Из одного из лестничных окон видна сцена, а с верхней площадки открывается поразительная картина...

Назад | Вперед

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8
Часть 9