Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Останкино

Путеводитель

Спектакль в театре был кульминацией, но не окончанием празднества. Бал в помещении театра, преображенного в «воксал», ужин и концерт в музыкальном Египетском павильоне продолжали его.

Проходная галерея к Египетскому павильону

Проходная галерея к Египетскому павильону возвращает нас в мир архитектурного порядка, пришедший на смену миру неустойчивых театральных ощущений. Светлое пространство галереи, сдержанность ее цветового решения, мерный ритм ионических пилястр, полуциркулярных арок окон и распалубок – все это составляет изысканную оркестровку. Архитектурному «Ладу» подчинен и скульптурный декор галереи – барельефы работы Ф. Гордеева с изображением аллегорий «знатнейших художеств». Благодаря нишам, украшенным росписями в виде цветочных и фруктовых гирлянд, Проходная галерея становится неким подобием открытой колонной галереи, ведущей к парковому павильону. Этот же мотив звучит и в рельефе кафельной печи с изображением подношения обильных даров герме Приапа – божества плодородия.

Так мелодия Проходной галереи готовит нас к мощному аккорду Египетского павильона.

Египетский павильон

Создатель интерьера павильона – архитектор В. Бренна – наделил его чертами, присущими и залу, и парковому павильону. Возвышенный покой царит в огромном светлом пространстве, открытом двусветными окнами в парк и во двор, обращенным световым окном свода в небо. Зелени парка откликается «перловая» цветовая гамма павильона – светлая охра стен, белизна тонкой лепнины, зеленоватый тон колонн, оттененный золоченой резьбой архитектурного декора и мебели. В этом упорядоченном пространстве властвует Гигейя, богиня покоя и здоровья. Ее статуя – римское повторение II века н.э. древнегреческого оригинала – опирается на герму Термина, божества меры, границ, межевых камней.

Архитектура Египетского павильона последовательно воссоздает схему атриума – центрального покоя древнеримского дома, где проходили трапезы, шли беседы, звучала музыка: квадратный в плане объем, кровлю которого держат четыре колонны; световое окно в своде; расположенная под этим окном паркетная вставка, обозначающая обязательный в атриуме бассейн (орнаментальная «волна», обегающая вставку – знак воды); ориентация пространства точно по сторонам света. На эту схему наложена скупая «египетская» декорация. Павильон воспроизводит «египетский зал», каким описал его в своем трактате великий архитектор итальянского Возрождения Андреа Палладио. Павильон подобно атриуму служил парадной столовой и музыкальным павильоном, о чем еще раз напоминают стулья мастерской П. Споля со спинками в виде лиры. Для ужинов в центре ставили круглый стол, а между колоннами – четыре длинных прямоугольных, которые образовывали квадрат. Как вспоминает очевидец, на полу будто невзначай были рассыпаны цветы. В первом ярусе экседры помещали буфет, на хорах сидели крепостные музыканты. Акустика павильона, экседра которого точно рассчитанный резонатор, удивительна. Необыкновенное звучание пространства используется в наши дни. Летними вечерами звучат здесь в концертах старинной камерной музыки произведения С. Дегтярева, Г. Ломакина, Д. Бортнянского, М. Дилецкого, И. Козловского, В. Пашкевича...

Обходной северный коридор, огибающий трюм театра, ведет в противоположное, западное крыло дворца, к Нижнему театральному фойе, фойе партера. Из вестибюля левыми сенцами через Нижнюю наугольную что окнами во двор проходили приглашенные в центр Нижнего фойе – Гравюрную галерею. Соединяемая с двумя наугольными, она повторяет в плане западную галерею верхнего фойе. Однако ее низкое пространство с четко выявленной поперечной осью, составленной проходами к западному «итальянскому» крылу дворца и в партер и амфитеатр зрительного зала, создает совсем иной архитектурный образ. Аскетичные стены – лишь фон для эстампов, собранных здесь. Галерею украшают гравюры Ж. Одрана, Ж. Эделинка, Т. Гогена, Ш. Кнайта и в особенности Дж. Б. Пиранези, запечатлевшего грезу XVIII столетия об античности. Гравюрная галерея, находящаяся под Картинной, – пространственное выражение классицистической иерархии художеств, где живопись (особенно историческая) признавалась искусством «знатнейшим», более «высоким», нежели графика, считавшаяся едва ли не ремеслом. Потому-то столь часто в культуре XVIII века гравюра была лишь черно-белым воспроизведением живописного оригинала. Таких «репродукций» немало в графической коллекции музея.

Проходная галерея к Итальянскому павильону

Проходная галерея к Итальянскому павильону – блестящий образец своеобразия останкинских интерьеров, интерьеров дворца-театра. Она изумляет своим красочным «преизобилием»: роспись обоев, коробовый свод с сочной лепниной кессонов и многоцветной живописью по «бумажкам»; пилоны, членящие пространство на галерею и «лоджию», зеркала, гипсовые кариатиды у пилонов... Архитектурному образу созвучна скульптура. Она так же причудлива и беспокойна. «Дерущиеся петухи» А. Кановы поражают сложностью движения и натурализмом деталей. Грациозны аллегорические «Амуры, дерущиеся за человеческое сердце». «Милон Кротонский» Э. Фальконе и «Прометей, терзаемый орлом» Ф. Гордеева полны драматизма противоборства.

Галерея готовит нас к восприятию сложной архитектуры Итальянского павильона. Центральный зал и примыкающие к нему угловые «кабинетцы» поражают разнообразием убранства, неожиданностью решений. Плоскости стен разбиты пилястрами, взаимоотражающимися зеркалами, резными панно, порталами...

Назад | Вперед

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8
Часть 9