Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Останкино

Путеводитель

Ступени Ротонды, ведущие в парк, подобны ступеням лестницы из Картинной галереи в театр. Но если ступени театральной лестницы были ограничены подковой амфитеатра, то Ротонда свободно «выходит» в пространство парка. Он давно манил нас – из «садовой» наугольной, из окон павильонов... Регулярная часть парка, особенно партер, – место, где продолжалось останкинское «увеселение». Фейерверку вторила пушечная пальба и «рев пятидесяти тысяч ракет», а «небеса казались отверстыми от искусственных огней в ночном мраке». Дорожки обрамляли партер, украшенный «гипсовым вазом». Его продолжала аллея, проходившая по генеральной линии ансамбля. Восьмилучевые аллеи по сторонам от центральной «першпективы», «собственный садик», неподалеку от старых жилых хором, разобранных в 1830-е годы «за ветхостью», живописная горка «Парнас» с венчающей ее беседкой «Миловзором» обогащали образ Увеселительного сада. Регулярная его часть переходила в пейзажную, где, по словам архитектора Н.А. Львова, «излучины и повороты не для того сделаны, что так вздумалось садовнику, но каждая из оных имеет свое намерение и причину». Речка Каменка, петлявшая по пейзажному парку, пруды, чистые родники этих мест разнообразили виды. Регулярная часть парка, ныне принадлежащая музею, будет восстановлена и предстанет в том виде, в каком она была во время расцвета Останкина, в конце XVIII века.

Проходная галерея к Итальянскому павильону. Дерущиеся петухи. А. Канова. XVIII век. Амуры, дерущиеся за человеческое сердце. Неизвестный скульптор. Франция. XVIII век

Расцвет этот был краток. Отъезд Н.П. Шереметева в Петербург «по делам службы», болезнь, а затем и ранняя смерть П.И. Шереметевой... Уже в 1800 году граф подписывает повеление о частичном роспуске труппы. «Оставшихся за штатом танцовщиков предписываю канцелярии... назначить на другие должности... Девушкам же, занимавшим до сего места актрис и танцовщиц, даю я позволение приискать себе женихов...»

В 1803 году труппа была распущена окончательно на тех же условиях. Немногие получили вольную. Среди них Т.В. Шлыкова-Гранатова. Лишь в 1816 году, по завещанию графа, получил свободу даровитый крепостной живописец Н.И. Аргунов. Много лет спустя великий русский живописец Александр Иванов заметит: «Художник и крепостной... в России – почти одно и то же». Что же говорить о крепостных художниках, актерах, музыкантах, архитекторах...

Жизнь во дворце замерла с роспуском труппы. Владелец ненадолго пережил свое детище. На протяжении XIX столетия дворец пустовал, использовался изредка и Н.П. назначению, ветшал.

Новая жизнь уникального памятника началась сразу же после Октябрьской революции. Уже в декабре 1917 года дворец был взят под охрану государства, а летом 1919 года открыл свои двери для новых посетителей. Останкинский дворец – один из первых национализированных Советской властью памятников, один из первых советских музеев. Уже с конца 1920-х годов начались работы по восстановлению дворца в его первоначальном виде. Останкино – один из немногих музеев Москвы, который работал в течение всей Великой Отечественной войны. Дворец был тщательно замаскирован. В книгах отзывов сохранились многочисленные благодарные записи бойцов, уходивших на фронт.

Выставочный зал. Выставка вееров

В 1930–1950-х годах в ходе реставрационных работ были устранены грубые искажения архитектуры дворца и его интерьеров, привнесенные в памятник во время ремонтов в XIX веке. Нынешний этап реставрации, первой комплексной реставрации ансамбля, преследует ту же цель – восстановление дворца и парка в первозданном виде.

В фондохранилищах музея находится около 15 тысяч произведений искусства. Эти произведения, собираемые сотрудниками музея, вводятся в экспозицию, демонстрируются на выставках, проходящих как за пределами музея, так и в его выставочном зале. Так, выставка русских и западноевропейских вееров открыла зрителям еще одно прекрасное собрание Останкинского музея, не уступающее лучшим подобным коллекциям.

Ежегодно в музей приходят более 100 тысяч человек. Им открывается своеобразие уникального памятника русской культуры, памятника, краткий расцвет которого – одна из самых увлекательных страниц многотомной истории русского искусства.

Обложка буклета

Назад

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8
Часть 9