Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Остафьево

События. Часть 2

И. Вахромеев. План с. Остафьева. 1805. Аксонометрия

Основываясь на косвенных данных, можно предположить, что в Остафьеве в то время существовали и дом, и некоторые служебные постройки, не вывезенные А.Г. Матвеевой (По данным правнука П.А. Вяземского П.С. Шереметева, бывшего в 1920-х годах заведующим музеем Остафьева, у Вяземских хранился план, составленный между 1792 и 1805 годами, нахождение которого ныне не известно. На нем был изображен тот же самый дом, что и на плане усадьбы Матвеевых, но отсутствовали конюшни и амбар, появились новые фабричные постройки, заново спланирован парк.). Вероятно, Андрей Иванович совершил на них отдельную купчую.

О пребывании его в Остафьеве мы узнаем из письма к А.Р. Воронцову, написанного в июле 1798 года: «Вот уже десять дней, как я вернулся в деревню к моим пенатам, где с наслаждением вкушаю прелесть удовольствия ничего не делать, вперемежку с чтением, прогулками и малою толикою музыки. Никогда еще не чувствовал я себя столько расположенным к такому образу жизни; и я решил, как можно скорее, получить возможность перейти на подобную приятную жизнь ...»

Тем летом в Остафьеве двенадцать рабочих во главе с мастером И. Мезгляковым ремонтировали плотину, устанавливали кованые решетки и фонари на мосту. Одновременно создавался и парк (о том, что парк разбивался раньше строительства нового дома, свидетельствует упомянутый выше план усадьбы). Для этого была использована территория примыкающего к дому фруктового сада и саженой рощи за копаным прудом.

На месте фруктового сада был разбит небольшой по площади регулярный парк. Центральная часть его, равная длине фасада дома, была разделена на восемь прямоугольных боскетов, сгруппированных по сторонам главной липовой аллеи и обрамленных зелеными стенами-шпалерами из стриженых кустарников. С востока к ним примыкали три пары квадратных боскетов. Регулярный парк переходил в пейзажный с небольшими зелеными лужайками, серебристыми группами берез и темными елями. Многочисленные дорожки огибали рощи и купы деревьев. С восточной стороны парк примыкал к пруду. Это была самая живописная часть его, где богатая гамма красок разнообразных деревьев и кустарников отражалась в спокойной водной глади.

Недовольный положением дел в Сенате, считавший себя обойденным правительством, Андрей Иванович подал прошение об отставке, которое было удовлетворено в 1800 году. В сентябре того же года он писал А.Р. Воронцову: «... Я не могу прийти в себя от радости! Вы, которому я все доверял, можете лучше других знать, что я в продолжении трех уже лет, делал отставки и хлопотал получить оную. Всякого рода унижения и обходы наводняют правительствующий Сенат...» И другое письмо: «...Так сладостно наслаждаться небольшой долей свободы... что не нахожу слов, как выразить испытываемое мною по сию пору удовольствие ...»

Получив долгожданную свободу, Вяземский целиком отдался устройству любимого им Остафьева. Он мечтал завести обширное хозяйство и непременно по английскому образцу, переписывался с Д.Н. Трощинским по поводу отправки молодых крестьян в город Николаев в созданную там академию для обучения сельскохозяйственным наукам. В это же время в Остафьеве начались работы по возведению нового дома и флигелей. «Вы хорошо сделали, что занялись устройством своего подмосковного,– писал А.Р. Воронцов. – Жизнь в деревне, конечно, имеет свою привлекательность со своими природными богатствами, которыми Вы так же обладаете».

В 1802 году умерла жена Андрея Ивановича. С ранней весны до глубокой осени жил он теперь в Остафьеве, которое стало ему роднее, находя здесь утешение и отдохновение. Лишь изредка его уединение нарушали приезды знакомых. «Мне очень грустно, что я об вас ничего иного не слышу, как только то, что вы занимаетесь хозяйством, строением и размножением фабрик и заводов»,– писал Вяземскому П.В. Лопухин.

Сохранившийся план села Остафьева 1805 года свидетельствует о замыслах Андрея Ивановича. Планировка ансамбля в целом оставалась прежней, как и на плане 1780-х годов. Местоположение главного дома и некоторых фабричных корпусов совпадало с аналогичными постройками усадьбы Матвеевых. Однако исчезло несколько старых зданий, появился ряд новых, заново был сформирован парк. Ко времени составления плана существовали не все постройки. Это был, скорее, генеральный проект, так как, согласно документам, полностью отсутствовали колоннады, соединяющие главный дом с флигелями, в то время также недостроенными, не было закончено строительство бельведера, отсутствовал и ряд других сооружений. Остается неясным, были ли возведены «галерея с беседкою на пруд» и беседки в парке, указанные в пояснении к плану. Не исключено, что какие-то объекты остались незавершенными. Это подтверждает и сохранившееся в архиве описание усадьбы, составленное вскоре после смерти А.И.Вяземского: «В оном селе... обширный каменный дом с галереями и флигелями на 70 саженях... Особенно устроена каменная суконная фабрика и к ней принадлежащие кладовые и амбары ... на коей машинами ткут шпанские и шлионские сукна... Против дому – обширный пруд с разною рыбою, река Десна от дому в полуверсте, на ней... устроены сукновальная и мукомольная мельницы ... обширный сад английской, регулярной, каменные оранжереи с ... плодовитыми деревьями, грунтовый сарай с вишневыми, грушевыми, бергамотными и сливными деревьями, против оранжерей и грунтового сарая – большая выставка с плодовитыми деревьями...»

До наших дней уцелели лишь основные постройки усадьбы, и среди них – главный дом. Его расположение было предопределено старой липовой аллеей, оставшейся от прежних владельцев. Эта аллея очень нравилась Андрею Ивановичу. Строился дом по проекту талантливого архитектора, имя которого пока неизвестно.

К сожалению, дом построен с большими отступлениями от проекта. Его архитектуре присущи лаконичность выразительных средств и скупость пластического языка. Двухэтажный, кирпичный, он воплотил в себе все стилистические принципы архитектуры классицизма. Основным элементом декоративного обогащения главного фасада его является шестиколонный портик коринфского ордера, завершающийся высоким треугольным фронтоном. Парковый фасад с двумя сильно выступающими по сторонам ризалитами имеет полукруглую центральную часть, украшенную пилястрами коринфского ордера. Над домом возвышался бельведер, подчеркивавший ось симметрии (во второй половине XIX века бельведер был разобран). Внутренняя планировка дома была традиционной. На центральной оси размещался вестибюль и овальный зал. Вдоль главного и паркового фасадов шли параллельные анфилады парадных и жилых комнат.

Два двухэтажных флигеля, поставленные в одну линию с домом, соединены с ним открытыми колоннадами дорического ордера. Флигели имеют оригинальную центрическую композицию. «Их крестчатая форма со скошенными углами и низкими в один этаж портиками дала некоторым исследователям повод приписать авторство дома И. Старову» (это мнение не подтверждают архивные документы).

Непосредственное руководство строительными работами осуществлял Андрей Иванович Вяземский. В сентябре 1803 года он писал А.Р. Воронцову из Остафьева: «Я строюсь, и увы! гораздо в большем размере, чем мне нужно, так как начал строить дом еще при жизни жены; но раз начав, доведу его до конца ...» (приведенный отрывок из письма А.И. Вяземского дает основание опровергнуть утверждение многих авторов, что дом в Остафьеве был построен в 1801 году).

Основные работы по сооружению главного дома были закончены летом 1804 года. Однако возведение бельведера и отделка всех помещений, а также строительство колоннады и флигелей было завершено лишь в 1806 году. Из записки «Сколько на нынешнюю поделку по смете следует поставить разных материалов к стройке ... и какого недоставлено материалу... к поделке 1806 года» известно, что к тому времени было недоставлено несколько десятков тысяч штук кирпича, 177 бочек извести, 2240 штук карнизного камня, 1263 штуки сортового камня, 300 штук лещадок, 4 тысячи штук белых плиток с каемками, 2 тысячи штук красных изразцов для печей. Из того же документа следует, что из 80 колонн, необходимых для колоннад, флигелей и бельведера, поставлено и обточено лишь 32, не завезены капители и 800 штук балясин для галереи, доски для пола на галереях и прочее. В смете на 1806 год предусмотрено также завершение каменных работ во флигелях, завоз листового железа для их кровли, дверей и рам к ним.