Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Остафьево

Музей. Часть 8

Кабинет. XVII век. Италия

В исключительном по значению и разнообразию собрании мебели были предметы петровского времени – столы и стулья – сплав древнерусских традиций с голландским барокко, и изысканные, привлекательные по форме предметы стиля рококо – кресла, рекамье, шезлонги,– и мебель строгих форм, характерная для эпохи классицизма, красота которой заключалась в пропорциях, текстуре и отделке, и вещи, отличающиеся пышной резьбой. Была в Остафьеве и мебель, выполненная крепостными мастерами Вяземских. Многие предметы, сохраняя свое основное качество -практичность и утилитарность, являлись музейной ценностью.

Итальянский кабинет XVII столетия – наиболее характерный тип парадной мебели. В его многочисленных потайных ящичках хранили ценные бумаги, драгоценности, коллекции резных камней, медали, античные монеты. Остафьевский кабинет имеет традиционную для XVII века конструкцию, напоминающую архитектурное сооружение с цоколем, фронтоном, пилястрами, нарядной балюстрадой (в 1930-е годы бронзовые украшения, балюстрада, скульптура были утрачены). Его поверхность фанерована черным деревом, оживленным тонкими полосками слоновой кости. В декорировке использованы бронзовые золоченые детали и камни-самоцветы – яшма, лазурит, радонит. Хорошие пропорции, гармоничное сочетание черного фона с яркими пятнами самоцветов придают ему благородство и нарядность.

К этому же времени относится простой по конструкции, но богато декорированный сундучок, сплошь покрытый искусной резьбой, в которой растительный орнамент сливается в непрерывный рисунок из ветвей, цветов, листьев, пальметт, определяющих ритм и строй композиции.

Поставцы, или дрессуары – образцы немецкой мебели XVII века, служили не только для хранения вещей, но и для демонстрации красивой и дорогой посуды. Два остафьевских поставца идентичны по форме и украшению и отличаются богатством резного декора, выполненного в высоком рельефе. Передние стенки нижней части украшены гротесковыми мужскими и женскими полуфигурами в виде герм, поставленных по краям как опоры, поддерживающие карниз. Эти поставцы можно отнести к высоким образцам мебельного искусства.

Архитектурные сооружения напоминают два монастырских шкафа XVII столетия, подчеркнуто монументальные, с широко использованными архитектурными элементами в конструкции и декоре. Массивные створки их украшены резными филенками с насыщенным растительным орнаментом, в который включены сюжеты из жизни Христа. Частью композиции шкафов является скульптура -фигуры Богоматери с младенцем, Иоанна Крестителя и другие. Витые колонки, скульптура, богатая рельефная резьба свидетельствуют о высоком уровне мастерства автора.

С художественным совершенством выполнены немецкие стулья XVII века. Используя одну и ту же тему маскарона, гротескового орнамента, резчик создал неповторимое разнообразие вариантов доски, образующей спинку, превратив этот мотив в фантастический узор.

Ярким примером соединения в мебели старорусского и голландского приемов является стол на ножках с шарообразными утолщениями и широкими плоскими проногами. Сильно опущенное подстолье украшено профилированными рамками с резными накладными деталями (ныне хранится в Серпуховском историко-художественном музее).

В XVIII веке была популярна мебель с наборными композициями, выполненная в технике маркетри. В Остафьеве находились уникальные образцы такой мебели: многочисленные бюро, ломберные, туалетные и письменные столы, столики-бобики и столики для рукоделия, угловые шкафчики, ширмы, комоды и прочее. Цветовое разнообразие набора достигалось использованием различных пород древесины, для светлых тонов – пальмы, самшита, лимонного дерева, для черного цвета -эбенового дерева. Береза, клен, яблоня, груша давали гамму золотистых, розоватых тонов, а палисандр, амарант, сандал и другие позволяли получить различные оттенки коричневого, красного, фиолетового и оранжевого. Иногда древесина подкрашивалась.

Виртуозностью исполнения отличается техника набора комода, принадлежавшего Вере Федоровне Вяземской, на котором изображена панорама города со множеством церквей, выполненная с соблюдением законов перспективы. Максимально использованы колористические свойства древесины в композиции набора голландского ломберного столика середины XVIII века, где преобладает излюбленный голландцами растительный орнамент с цветками гвоздики, тюльпанов, порхающими бабочками и птицами.

Один из лучших предметов коллекции наборной мебели – бюро Андрея Ивановича Вяземского с оригинальной композицией, исполненной в конце XVIII века неизвестным русским мастером. В центре цилиндрической доски, закрывающей место для письма, изображен натюрморт из чертежно-письменных принадлежностей – перья, циркуль, чернильница, свеча и часы,– обрамленный цветочной гирляндой. Дверцы верхнего шкафчика бюро украшены наборной композицией красивых ворот с ажурной решеткой.

В наборной мебели второй половины XVIII века нередко преобладал геометрический рисунок – квадраты, ромбы, прямоугольники. Таким набором были украшены несколько ломберных столиков и раскладной письменный стол П.А. Вяземского, выполненные русскими мастерами. Декорировку некоторых из них дополняли латунные тяги и накладки. Письменный стол П.А. Вяземского к тому же является редким образцом кабинетной мебели с довольно сложной и оригинальной конструкцией, со множеством видимых и секретных ящичков и отделений.

Распространенными композициями набора второй половины XVIII века были изображения ваз и гирлянд цветов. Их можно было видеть и на некоторых предметах мебели в Остафьеве. Так, столешница столика-бобика украшена стилизованной вазой в медальоне, обрамленном волнообразной полосой.

Тонкостью исполнения набора отличается ширма с изображением танцующих девушек, сгруппированных по две в ромбах. Наряду с маркетри здесь использована раскраска, усиливающая декоративность предмета.

Туризм
Людям со средними доходами вполне доступны путевки в испанию, где можно прекрасно отдохнуть в течение двух-трёх недель. Испания — это не только пляжи и музеи, это ещё и горные маршруты, о которых почему-то не часто упоминается в путеводителях.