Московские парки

Путеводитель по лесопаркам и заповедникам столицы

Остафьево

Музей. Часть 5

Немецкий мастер. Около 1470-1480. Поклонение младенцу

В Остафьеве хранилось колоссальное собрание гравюр, насчитывающее десять тысяч листов. Наиболее ранние из них с религиозными сюжетами относятся ко второй половине XV-началу XVI века. Это гравюры Мартина Шонгауэра «Большое несение креста», «Успение Марии» и другие. Эмоциональной выразительностью отличались серии гравюр «Апокалипсис» и «Жизнь Марии» выдающегося немецкого мастера Альбрехта Дюрера. Наряду с религиозной тематикой А. Дюрер был представлен портретами современников, известных гуманистов Эразма Роттердамского и Филиппа Меланхтона, аллегориями, бытовыми сценами. Интерес вызывали сатирические листы Г. Гольбейна-младшего.

Самое большое количество гравюр датировалось XVIII веком. Здесь были архитектурные композиции Д.-Б. Пиранези, жанровые сцены Ф. Паризо, виды городов Б. Белотто, мифологические сюжеты Ф. Бартолоцци, аллегории Бергеля Данцеля, пейзажи Ж. Долле и К. Кольбе, офорты блестящих мастеров цветной акватинты Л.Ф. Дебюкура и А. Кауфман, гравюры с картин знаменитых художников Ф.Буше, Ж.-Б. Греза, Ж.-О. Фрагонара, листы Р. Ирлома с натюрмортов Ф. Снайдерса и Я. ван Хейсума, альбомы с античными вазами, саркофагами, канделябрами и прочее.

Большую ценность представляла серия гравюр венецианского архитектора, живописца и гравера Д.-Б. Пиранези, восхищающая неистощимой изобретательностью автора. Руины, арки, площади и палаццо, базилики и мавзолеи, мемориальные колонны и фонтаны, всевозможные мосты составляют его тематику. Многие лучшие композиции Пиранези навеяны гением А. Палладио. В манере отца работал и сын Д.-Б. Пиранези Франческо.

Широко были представлены в музее графические произведения мастеров XIX века. Особое место среди них занимали работы талантливого русского художника, скульптора, гравера Ф.П. Толстого – шестьдесят четыре иллюстрации к поэме И. Богдановича «Душенька», раскрывающие образный мир этого поэтического произведения.

Неповторимостью национального колорита отличается серия раскрашенных гравюр с видами Константинополя, исполненная известным гравером XIX века Д.-Ф. Левисом. Обогащенные жанровыми элементами, они доносят до зрителя своеобразный ритм жизни древнего города.

К сюжетам русской народной жизни не раз обращался немецкий гравер Х.-Г.-Г. Гейслер. В остафьевском музее хранился созданный им альбом раскрашенных гравюр «Нравы и обычаи русских» – целая галерея тружеников горожан и крестьян с обилием повествовательных деталей, близкие по манере исполнения к русской лубочной традиции.